Мгновение экспедиции
О проекте
Самобытность и самоидентичность своего народа являются одними из основ в воспитании подрастающего поколения. Религиозно - обрядовые исторические памятники позволяет доходчиво показать молодежи, что это - наша земля, наш воздух, которым дышали именно наши предки много лет назад.
Именно таким памятником является Гуарапский камень, изображенные на котором символы подтверждают, что история абхазского народа уходит корнями в древность.
Но изображение и точное местоположение камня пока неизвестно даже в трудах абхазских и российских учёных.
Один из зимних походов в район озера Гуараб
Нас зовут Кирилл и Аркадий. Мы путешественники, горные гиды и основатели проекта "Мгновение трек".

Мы провели в горах Абхазии не один месяц и показали страну множеству путешественников. Но вместе с удовольствием от походов у нас появляются вопросы к истории народа и мест, в которых мы бываем. Нами уже проведено небольшое исследование ацангуар в районе Бзыбского хребта. Сейчас же мы хотим найти, изучить и запечатлеть древний памятник абхазской культуры - культовый Гуарабский камень.
Наша команда обладает следующими ресурсами для проведения экспедиции:
- Знание местности. Пять пеших походов, охватывающих район исследования.
-Все необходимое снаряжение для обустройства базового лагеря(палатки, спальные мешки, костровое оборудование, генератор, рации)
- Безопасность организуется инструкторами и проводниками по альпинизму и горному туризму, страховочными (при необходимости) системами, наличием спутниковой связи.
- Фото и видео аппаратура (квадрокоптеры , gopro, и т.д.).



1. Объект исследования
Объект исследования подробно описан советским и абхазским археологом и кавказоведом, исследователем доисторических, античных и средневековых древностей Абхазии и Сочи Вороновым Юрием Николаевичем:
Тропа на Арвеш хорошо утоптана. Пересекаем исток реки Пырдгал и тут же начинаем подъем наискосок по левому склону долины. Все выше поднимаемся над рекой, все выше и круче кажется склон Чхалтского хребта. Захватывающая картина, когда сразу можно увидеть весь свой путь на вершину. Обнаруживаем и несколько троп по склону, не замеченных там раньше. Это пастушьи тропы. Нередко они доходят только до коша или облюбованного пастбища.
Наша тропа через 30 минут выводит на гребень и резко заворачивает вдоль него налево. Совсем рядом высится изрезанная "Сухая" гора. Отрог, на который мы вышли, круто обрывается к "Сухой" горе, в его разрезе обнажены светлые легко разрушающиеся породы. Верх отрога составляет скалистый гребешок из голубоватых сланцев, внизу заросший рододендроном и криволесьем.
В этих зарослях, в развале скал, спрятан уникальный культовый памятник древних абхазов, обнаруженный в 1964 г. сухумским археологом и художником В. Орелкиным.
Огромный камень, почти правильный куб серо-голубого цвета, несколько сдвинут с гребня в сторону пропасти. Когда подходишь к нему сверху, поражает верхняя площадка камня (ровный, словно отшлифованный, квадрат 3х3 м), и возникает ощущение, что камень летит над пропастью. Верхняя площадка камня покрыта вырезанными изображениями топоров, крестов, символическими знаками. Полагают, что здесь на протяжении 20 веков было пастушье святилище цебельдинских племен. В 60 м ниже на наклонной террасе остатки сооружения из крупных камней. К западу от него вросшая в луг плоская плита (1Х2 м) с пятью выдолбленными чашеобразными углублениями. Тут терраса круто обрывается в ущелье реки Пырдгал. Выше и севернее, по склону горы, здесь обнаружены остатки группы ацангуар. Стоя на уступе перед глубоким ущельем, за которым видны многочисленные пастбища, и вглядываясь в камни, легко представить себе, что в постройке хранились священная утварь, котлы для варки жертвенного мяса. На плите закалывали жертву, затем процессия пастухов двигалась к священному камню, где старейшины родов ставили свои родовые знаки, чтобы бог скотоводчества Айтар знал, чей именно скот он должен охранять.
Но на данный момент нет ни одной современной фотографии и точной географической координаты культового места.

2. Значимость исследования.
Привлечение внимания к историк-культурной идентичности и самобытности абхазского народа . Вовлечение молодежи к научно- исследовательской работе родного края.
Для современной Абхазии с 1992 года взявшей путь на самоопределение важно знать и видеть реальное подтверждение своей самобытной культуры и идентичности. Работа в рамках проекта позволит укрепить дух национального единства, а успех проекта позволит не только сохранить и воссоздать культовое место в физическом и географическом понимании, но и станет новой культурно - нравственной скрепой народа Абхазии.

3. Итог экспедиции.
Создание информационного видеоролика, фотофиксация и фиксация координат расположения артефакта. Совместно с учеными историками- абхазоведами создание статьи и нового витка научной работы дополняющей труды Ю. Воронова и В. Ореликина.
Необходимая партнерская поддержка
  • Информационная поддержка
    Освещение информации о проекте и стадиях его реализации. Привлечение новых партнёров и спонсоров.
  • Помощь деятелей науки в области истории, археологии.
    Соблюдение всех норм и правил (обследование, зарисовка, обмер, описание, необходимая фотофиксация)касающихся научно- археологических изысканий .
  • Финансовая поддержка.
    Финансовая поддержка в Организации экспедиции:
    Вертолётная заброска участников и снаряжения и оборудования.
    Монтаж отснятого в процессе экспедиции видеоматериала
    для создания документального фильма.